Электромобили в Узбекистане: где же они были раньше?
Как развивался рынок электрокаров в нашей стране и куда будет развиваться в перспективе.
Ещё каких-то десять лет назад появление машин с электроприводом в наших краях даже самая прославленная гадалка предугадать бы не смогла. В 2018 году можно было встретить одну Tesla на весь центр Ташкента. И было это чем-то неземным для столичных автомобилистов. Самой желанной машиной в сердцах скорее была Captiva-3 на пару с Malibu-2.
Прошло ещё каких-то два года — и началось! В 2020 году в Узбекистан по частным каналам пошли «фольксвагены» из Китая — это электроседаны e-Bora, Lavida, малознакомые Peugeot, а следом китайские модели: BYD, Xpeng, Ora и так далее. «Теслы» в Узбекистан вскоре тоже стали доставлять в основном из Китая — дешевле ведь и ближе.
За 2021 год в страну было ввезено 27 тысяч машин. Больше всего из Китая (около 9 тысяч), хотя немалая доля импортирована из Кореи, России и Казахстана. Электромобилей при этом было не больше ста на всю республику. Но это было только начало!
Население довольно позитивно отреагировало на появление новой техники. А сработали три основных фактора: 1) новые модели на фоне приевшегося за многие годы однообразия автопарка; 2) доступность — богатые комплектации за меньшие деньги; 3) электроэнергия — высокие цены на бензин в Узбекистане, его дефицит и качество в своё время вынудили почти всех автомобилистов перейти на автогаз.
В 2022-м машин завезли больше 30 тысяч единиц. И опять же авто из Поднебесной занимали доминирующее положение — 11 тысяч единиц, а парк электрокаров страны расширился почти до 1000. После очередного снижения с 1 января 2023 года объём ввозимых авто дорос до 73 204! Китайские машины (было ввезено больше 58 тысяч машин!) в Узбекистане по ценам стали ещё доступнее, а электромобилей насчитывалось уже больше 3000!
Какие модели электромобилей популярны в Узбекистане? Сколько они стоят?
Avtoelon.uz провёл анализ цен на самые популярные модели электромобилей без пробега среди 752 объявлений о продаже и собрал топ-10.
1. BYD e2 | от 16 000 $ |
2. BYD Song Plus EV Champion | от 28 700 $ |
3. BYD Seagull | от 14 900 $ |
4. BYD Yuan UP | от 17 500 $ |
5. Zeekr 001 | от 45 000 $ |
6. Changan Deepal S7 | от 27 000 $ |
7. GAC Aion S | от 20 200 $ |
8. Hongqi E-QM5 | от 17 300 $ |
9. BYD Han | от 35 500 $ |
10. BMW i3 | от 43 500 $ |
Данные по стоимости собраны в августе 2024 года.
Самые доступные электрокары в Узбекистане можно приобрести и за 5000–6000 долларов США. Правда, за такие деньги купить получится только кей-кары — субкомпактные трёх- или пятидверные машинки небольшой вместимости да с маленьким багажником.
Но вернёмся к истории. Одновременно с развитием продаж электромобилей в стране встал вопрос покрытия нужной инфраструктурой — зарядными станциями и сервисом. У электромобиля есть серьёзная уязвимость — ограниченный запас хода, который быстро восполнить можно только на мощных ЭЗС. Одно дело, если владелец живёт в своём доме в частном секторе. Другое — в квартире. Или ему нужны поездки по стране...
Первые «зарядки» появились прям у автосалонов. А позже предприниматели стали развивать их и на стоянках торговых центров, и на трассах в других регионах. К 2024 году основная часть загородных дорог уже оказалась обеспечена электроэнергией для электрокаров. Из Ташкента можно доехать хоть до Нукуса с перерывами на подзарядку.
По данным Tashkent Invest на середину 2024 года только в Ташкенте насчитывается почти 19 000 единиц гибридов и электромобилей
Серьёзным шагом в популяризации электромобилей в Узбекистане и прогрессе рынка стал официальный приход китайской марки BYD в 2023 году. И не просто как дистрибьютора, а в качестве производителя. Совместно с UzAvto Motors был построен и в 2024 году запущен новый завод в Джизакской области, на котором начали собирать гибридные модели Chazor и кроссоверы серии Song. В ближайшее время начнут выпускать электрохетчбэки e2 и Seagull, а машины планируют отправлять на экспорт в другие страны Средней Азии.
Перспектива развития рынка электромобилей в регионе открывается ощутимая, ведь и в соседнем Казахстане последние два года автомобилисты начали пробовать китайский автопром как с традиционными двигателями, так и на электротяге. И главное теперь, чтобы электричество было. Пока стоит признать, что энергетический кризис в странах всё-таки есть: действующие электростанции уже не могут дать нужный объём и зачастую работают, нанося вред экологии.
В Узбекистане представлены только китайские электромобили?
Электромобили европейских марок присутствуют на авторынке Узбекистана, но не все. К тому же о высоких продажах говорить не приходится. В сравнении с «китайцами» цены на электрокары немецких брендов значительно выше. Фирменные салоны BMW предлагают довольно широкую гамму моделей как гибридных, так и на электротяге — это и новая «пятёрка» i5 (G60), и представительский седан i7, и кроссовер iX, и даже i4 в M-версиях.
У официальных дилеров Mercedes-Benz в Узбекистане линейка электромобилей (серия EQ) отсутствует — только автомобили исключительно с ДВС. Хотя новые электрокары с трёхлучевой звездой на капоте можно найти среди серых импортёров, а также в продаже у частных лиц. Анализ цен на «мерседесы» Avtoelon.uz выпускал в отдельной статье.
Volkswagen в Узбекистане продаёт официально серию Caddy — фургоны и пассажирские варианты. Модели серии ID официально в нашей стране не представлены. Купить или заказать электромобили VW можно только у частников.
Что касается марки Audi, то фирменных шоурумов нет уже даже в Ташкенте, а электрокары серии e-tron получится приобрести исключительно с рук.
Продаётся ли Tesla в Узбекистане официально?
Нет, по состоянию на 2024 год фирменных автосалонов и сервиса американской марки в РУ не существует. Все электромобили Tesla в Узбекистане были ввезены или завозятся в настоящее время в частном порядке.
Продаёт ли Toyota электромобили в Узбекистане?
На рынке Узбекистана если и можно найти электрическую «тойоту», то это, скорее всего, будет кроссовер bZ4x — модель, которая в основном продаётся на китайском рынке, оттуда же и привозится к нам в республику. Официальные салоны Toyota не предлагают ни электромобили, ни гибриды (к примеру, Prius или Camry).
Какие электромобили корейских марок есть в Узбекистане?
Марки Hyundai и Kia продаются в официальных шоурумах, однако именно электромобили пока официально завозит одна Kia — это хетчбэк EV6 и крупный кроссовер EV9.