Электромобили в Узбекистане: где же они были раньше?

23 августа, 19:30
14 425
Электромобили в Узбекистане: где же они были раньше?

Как развивался рынок электрокаров в нашей стране и куда будет развиваться в перспективе.

Ещё каких-то десять лет назад появление машин с электроприводом в наших краях даже самая прославленная гадалка предугадать бы не смогла. В 2018 году можно было встретить одну Tesla на весь центр Ташкента. И было это чем-то неземным для столичных автомобилистов. Самой желанной машиной в сердцах скорее была Captiva-3 на пару с Malibu-2.

Электромобили в Узбекистане: где же они были раньше?
Фото: Тимур Еникеев

Прошло ещё каких-то два года — и началось! В 2020 году в Узбекистан по частным каналам пошли «фольксвагены» из Китая — это электроседаны e-Bora, Lavida, малознакомые Peugeot, а следом китайские модели: BYD, Xpeng, Ora и так далее. «Теслы» в Узбекистан вскоре тоже стали доставлять в основном из Китая — дешевле ведь и ближе.

Электромобили в Узбекистане: где же они были раньше?
Фото: Тимур Еникеев

За 2021 год в страну было ввезено 27 тысяч машин. Больше всего из Китая (около 9 тысяч), хотя немалая доля импортирована из Кореи, России и Казахстана. Электромобилей при этом было не больше ста на всю республику. Но это было только начало!

Электромобили в Узбекистане: где же они были раньше?
Фото: Тимур Еникеев
Главным мотиватором роста ввоза стали снижаемые ставки импортных пошлин и разрешение со стороны властей заниматься продажей. На электромобили сборы и акцизы и вовсе обнулили, сохранился только утильсбор и НДС. И это дало мощный импульс развитию предпринимательства! Менее чем за год в Ташкенте были открыты автосалоны, и маленькие, и большие, появились электрички и на обычных автобазарах.
Электромобили в Узбекистане: где же они были раньше?
Фото: Тимур Еникеев

Население довольно позитивно отреагировало на появление новой техники. А сработали три основных фактора: 1) новые модели на фоне приевшегося за многие годы однообразия автопарка; 2) доступность — богатые комплектации за меньшие деньги; 3) электроэнергия — высокие цены на бензин в Узбекистане, его дефицит и качество в своё время вынудили почти всех автомобилистов перейти на автогаз.

В 2022-м машин завезли больше 30 тысяч единиц. И опять же авто из Поднебесной занимали доминирующее положение — 11 тысяч единиц, а парк электрокаров страны расширился почти до 1000. После очередного снижения с 1 января 2023 года объём ввозимых авто дорос до 73 204! Китайские машины (было ввезено больше 58 тысяч машин!) в Узбекистане по ценам стали ещё доступнее, а электромобилей насчитывалось уже больше 3000!

Какие модели электромобилей популярны в Узбекистане? Сколько они стоят?

Avtoelon.uz провёл анализ цен на самые популярные модели электромобилей без пробега среди 752 объявлений о продаже и собрал топ-10.

1. BYD e2от 16 000 $
2. BYD Song Plus EV Championот 28 700 $
3. BYD Seagullот 14 900 $
4. BYD Yuan UPот 17 500 $
5. Zeekr 001от 45 000 $
6. Changan Deepal S7от 27 000 $
7. GAC Aion Sот 20 200 $
8. Hongqi E-QM5от 17 300 $
9. BYD Hanот 35 500 $
10. BMW i3от 43 500 $

Данные по стоимости собраны в августе 2024 года.

Самые доступные электрокары в Узбекистане можно приобрести и за 5000–6000 долларов США. Правда, за такие деньги купить получится только кей-кары — субкомпактные трёх- или пятидверные машинки небольшой вместимости да с маленьким багажником.

Электромобили в Узбекистане: где же они были раньше?
Фото: Тошкенбой Абдуллаев

Но вернёмся к истории. Одновременно с развитием продаж электромобилей в стране встал вопрос покрытия нужной инфраструктурой — зарядными станциями и сервисом. У электромобиля есть серьёзная уязвимость — ограниченный запас хода, который быстро восполнить можно только на мощных ЭЗС. Одно дело, если владелец живёт в своём доме в частном секторе. Другое — в квартире. Или ему нужны поездки по стране...

Электромобили в Узбекистане: где же они были раньше?
Фото: Тимур Еникеев

Первые «зарядки» появились прям у автосалонов. А позже предприниматели стали развивать их и на стоянках торговых центров, и на трассах в других регионах. К 2024 году основная часть загородных дорог уже оказалась обеспечена электроэнергией для электрокаров. Из Ташкента можно доехать хоть до Нукуса с перерывами на подзарядку.

Электромобили в Узбекистане: где же они были раньше?

По данным Tashkent Invest на середину 2024 года только в Ташкенте насчитывается почти 19 000 единиц гибридов и электромобилей

Серьёзным шагом в популяризации электромобилей в Узбекистане и прогрессе рынка стал официальный приход китайской марки BYD в 2023 году. И не просто как дистрибьютора, а в качестве производителя. Совместно с UzAvto Motors был построен и в 2024 году запущен новый завод в Джизакской области, на котором начали собирать гибридные модели Chazor и кроссоверы серии Song. В ближайшее время начнут выпускать электрохетчбэки e2 и Seagull, а машины планируют отправлять на экспорт в другие страны Средней Азии.

Электромобили в Узбекистане: где же они были раньше?
Фото: UzAvto Motors

Перспектива развития рынка электромобилей в регионе открывается ощутимая, ведь и в соседнем Казахстане последние два года автомобилисты начали пробовать китайский автопром как с традиционными двигателями, так и на электротяге. И главное теперь, чтобы электричество было. Пока стоит признать, что энергетический кризис в странах всё-таки есть: действующие электростанции уже не могут дать нужный объём и зачастую работают, нанося вред экологии.

В Узбекистане представлены только китайские электромобили?

Электромобили европейских марок присутствуют на авторынке Узбекистана, но не все. К тому же о высоких продажах говорить не приходится. В сравнении с «китайцами» цены на электрокары немецких брендов значительно выше. Фирменные салоны BMW предлагают довольно широкую гамму моделей как гибридных, так и на электротяге — это и новая «пятёрка» i5 (G60), и представительский седан i7, и кроссовер iX, и даже i4 в M-версиях.

Электромобили в Узбекистане: где же они были раньше?
Фото: BMW AG

У официальных дилеров Mercedes-Benz в Узбекистане линейка электромобилей (серия EQ) отсутствует — только автомобили исключительно с ДВС. Хотя новые электрокары с трёхлучевой звездой на капоте можно найти среди серых импортёров, а также в продаже у частных лиц. Анализ цен на «мерседесы» Avtoelon.uz выпускал в отдельной статье.

Электромобили в Узбекистане: где же они были раньше?
Фото: Тимур Еникеев

Volkswagen в Узбекистане продаёт официально серию Caddy — фургоны и пассажирские варианты. Модели серии ID официально в нашей стране не представлены. Купить или заказать электромобили VW можно только у частников.

Электромобили в Узбекистане: где же они были раньше?
Фото: Тошкенбой Абдуллаев

Что касается марки Audi, то фирменных шоурумов нет уже даже в Ташкенте, а электрокары серии e-tron получится приобрести исключительно с рук.

Продаётся ли Tesla в Узбекистане официально?

Нет, по состоянию на 2024 год фирменных автосалонов и сервиса американской марки в РУ не существует. Все электромобили Tesla в Узбекистане были ввезены или завозятся в настоящее время в частном порядке.

Электромобили в Узбекистане: где же они были раньше?
Фото: Максим Семёнов

Продаёт ли Toyota электромобили в Узбекистане?

На рынке Узбекистана если и можно найти электрическую «тойоту», то это, скорее всего, будет кроссовер bZ4x — модель, которая в основном продаётся на китайском рынке, оттуда же и привозится к нам в республику. Официальные салоны Toyota не предлагают ни электромобили, ни гибриды (к примеру, Prius или Camry).

Какие электромобили корейских марок есть в Узбекистане?

Марки Hyundai и Kia продаются в официальных шоурумах, однако именно электромобили пока официально завозит одна Kia — это хетчбэк EV6 и крупный кроссовер EV9.

Электромобили в Узбекистане: где же они были раньше?
Фото: Алмаз Толеке
Ещё по темеПоказать все
Сколько стоят «мерседесы» в Узбекистане? Смотрим роскошные S-Class

Сколько стоят «мерседесы» в Узбекистане? Смотрим роскошные S-Class

В Узбекистане официально представили BYD e2. Сколько стоит?

В Узбекистане официально представили BYD e2. Сколько стоит?

Топ самых быстрых автомобилей в мире

Топ самых быстрых автомобилей в мире

Показать все