Установка ГБО на турбомоторы: какие риски?

9 декабря, 15:54
4 181
Установка ГБО на турбомоторы: какие риски?

Подробно расскажет Avtoelon.uz.

Стоимость бензина в Узбекистане растёт из года в год, и неудивительно, что всё больше автовладельцев переходят на более дешёвый газ. Это касается не только автомобилей с атмосферными двигателями — интерес к установке ГБО на турбированные моторы тоже заметно вырос.

Но можно ли ставить газ на современные турбоагрегаты, наподобие тех, что стоят на Chevrolet Onix и Tracker? Каковы риски и требования к оборудованию? Разбираемся по порядку.

Какие машины в Узбекистане уже переводили на газ?

На метан и пропан массово переводят Damas, Matiz, Spark, «нексии» всех поколений, Lacetti и Cobalt — эти автомобили часто встречаются в такси и сфере доставки. Позже начались эксперименты с гибридными моделями: владельцы начали пробовать переводить на газ даже модели BYD и Lixiang. Мы уже подробно рассказывали, на какой газ выгоднее переводить Lixiang, но до массового переоборудования, конечно же, дело не дошло.

Газификация добралась и до свежих моделей Chevrolet, в первую очередь моделей Chevrolet Onix и Tracker. Оба автомобиля оснащены турбомотором объёмом 1.2 литра, и именно этот тип двигателей вызывает больше всего вопросов.

Какие поколения ГБО существуют и чем они отличаются?

Первое поколение

Самое простое, использовалось на карбюраторных моторах. Подача газа происходила механически, дозирование было неточным. На турбированные двигатели не подходит в принципе. Кто ездил на таксомоторах «Волга» в 80–90-х годах, должен помнить характерный запах газа в салоне и дёрганую динамику машины.

Второе поколение

Система уже работает вместе с электронным впрыском бензина, но по своей сути остаётся механической. Смесь готовится приблизительно, отточенной работы нет. На турбомоторы ставить также нельзя — детонация в цилиндрах гарантирована.

Третье поколение

Более продвинутая система, способная дозировать газ точнее, но всё ещё не синхронизированная с бензиновыми форсунками. На современные турбодвигатели также не подходит.

Четвёртое поколение

Самый массовый и безопасный вариант. Газ впрыскивается индивидуально в каждый цилиндр, работа синхронизирована с бензиновой системой. Есть возможность точной настройки, корректировки топливных карт, адаптации под наддув. Такое оборудование допустимо для турбомоторов.

Установка ГБО на турбомоторы: какие риски?

Пятое и шестое поколения

Редкие и дорогие системы жидкого впрыска газа. Могут работать очень точно, но сложны в обслуживании и почти не используются в Узбекистане.

Вывод: турбомоторы в обязательном порядке требуют ГБО не ниже 4-го поколения, причём с качественными форсунками и грамотной настройкой под наддув. При этом нельзя не отметить, что производители не рекомендуют переоборудование на газовое топливо.

Минусы и риски газового топлива на турбомоторах

Главная проблема — это настройка. Турбированные двигатели намного чувствительнее к смеси. Малейшая ошибка приводит к обеднению, а обеднённая смесь — прямой путь к детонации.

К чему это может привести?

  • повышенная температура в камере сгорания;
  • ускоренный износ поршневой группы;
  • прогар клапанов;
  • повреждение турбины из-за перегрева;
  • нестабильная работа двигателя под нагрузкой.

Ещё один важный момент — метан сам по себе имеет очень высокую детонационную стойкость, многие мастера считают, что двигатель это стерпит. Опасная ошибка! Если смесь бедная, детонация может наступить даже при устойчивом топливе. Поэтому многие мастера просто отказываются устанавливать ГБО на турбомоторы.

Установка ГБО на турбомоторы: какие риски?

Что лучше для турбо: метан или пропан?

Метан требует быстрых и мощных форсунок, которые способны точно дозировать больший объём газа. Турбомотор в момент наддува резко меняет потребность в топливе, и если газовые форсунки не успевают, смесь становится бедной.

Чтобы избежать детонации и сбоев, нужно:

  • ставить оборудование только высокого качества;
  • правильно настроить систему впрыска;
  • синхронизировать бензиновую и газовую карты под разными режимами;
  • делать настройку в движении, чтобы поймать поведение двигателя под реальной нагрузкой.

Это требует квалификации, которую имеют далеко не все.

Установка ГБО на турбомоторы: какие риски?
Фото: Создано с помощью нейросети

Пропан же по своим характеристикам ближе к бензину, поэтому установка ГБО на пропане немного проще и безопаснее. Но это не означает, что риск исчезает. Преимущество в том, что пропан меньше выделяет теплоты и лучше сгорает при высоких оборотах.

Почему детонация особенно опасна на турбомоторах?

Если на атмосферных двигателях детонация приводит к износу цилиндро-поршневой группы, то на турбомоторах последствия могут быть гораздо серьёзнее:

  • наддув усиливает давление в камере;
  • температура поднимается значительно выше;
  • нагрузка распределяется неравномерно;
  • ударные волны оказывают большее воздействие на поршни и турбину.

Фактически детонация на турбомоторе может убить двигатель за считаные секунды. Поэтому даже небольшая ошибка в настройке ГБО становится критичной.

Детонация бывает не только на газе

Многие думают, что детонация — проблема исключительно газового топлива, однако на рынке встречается множество партий некачественного бензина, особенно октановых чисел 92 и 95.

Турбированные двигатели гораздо сильнее страдают от некачественного бензина, чем атмосферные. Поэтому риск убить мотор есть не только на газе, но и на бензине.

Установка ГБО на турбомоторы: какие риски?

Установка ГБО влияет на гарантию?

Это один из главных вопросов владельцев — сохранится ли гарантия на мотор и электронику? Для примера: владельцы Chevrolet Onix или Tracker, установив ГБО на любом сервисе, автоматически лишаются гарантии. Даже если оборудование установлено грамотно, сам факт вмешательства в топливную систему считается нарушением заводских условий.

Официальные дилеры и производитель не несут ответственности за поломки, которые могли возникнуть из-за ГБО, даже если прямая связь не доказана.

Стоит ли потеря гарантии и риск вывода из строя мотора ради экономии на бензине, решать автовладельцу.

Во сколько обойдётся установка ГБО?

Цена сильно зависит от оборудования и уровня сервиса. В среднем по Узбекистану установка ГБО 4-го поколения с баллоном будет стоить около 3 000 000 сумов. Качественные комплекты европейских брендов более затратные.

Установка ГБО на турбомоторы: какие риски?
Фото: Тимур Еникеев

Итог: можно ли ставить ГБО на турбомоторы?

Технически — да.
Практически — только при идеальном оборудовании и высокой квалификации мастера.

Но следует помнить о рисках:

  • потеря гарантии;
  • высокая вероятность ошибок при настройке;
  • большие нагрузки на поршневую группу;
  • детонация;
  • повышенные требования к обслуживанию.

Для атмосферных двигателей установка ГБО давно стала повседневной практикой, но турбомоторы требуют совершенно другого уровня подготовки.

Если ваша цель — экономия топлива любой ценой, то установка ГБО возможна.

Если важнее сохранить ресурс двигателя и заводскую гарантию, лучше рассмотреть альтернативы, включая покупку электромобиля или гибрида.

Также важно учитывать ежедневные очереди на заправках, особенно зимой, когда метановое давление в сетях падает.

Напоследок стоит вспомнить фразу, которую раньше повторяли мастера в сервисах: 

«Заливая бензин, кормишь двигатель пловом, заправляя газом — роллтоном.»

Ещё по темеПоказать все
Ташкент не готов к большому трафику: какие будут решения?

Ташкент не готов к большому трафику: какие будут решения?

Каждая третья заправка в Узбекистане с плохим бензином

Каждая третья заправка в Узбекистане с плохим бензином

Крошечный Wuling Mini EV обогнал Tesla Model Y в мировых продажах

Крошечный Wuling Mini EV обогнал Tesla Model Y в мировых продажах

Показать все