До конца 2025 года в Ташкенте планируют запустить каршеринг

Чем каршеринг отличается от традиционной аренды авто?
В проекте постановления президента о развитии ночной экономики сообщается, что на первом этапе запуск сервиса ожидается в трёх районах города: Мирабадском, Юнусабадском и Яккасарайском. Однако ограниченное географическое покрытие может вызвать дискомфорт: если пользователь возьмёт машину, к примеру, в Юнусабаде, он не сможет завершить поездку в Чиланзарском районе, поскольку сервис там не будет доступен. Это ставит под сомнение практичность проекта на начальном этапе. Запуск каршеринга сразу на всей территории города был бы более логичным решением.
В Ташкенте уже существуют услуги проката автомобилей, однако они далеки от полноценного каршеринга — возмещение потраченного бензина, возврат авто в чистом виде, и клиент должен внести залог от 2 млн сумов, даже если берёт авто на сутки. При этом возврат залога часто затягивается до 10 дней, что снижает привлекательность сервиса. Новая каршеринговая модель, если будет реализована с современным подходом, может кардинально изменить рынок аренды автомобилей в Ташкенте.
Изначально предполагается, что услуга будет ориентирована на туристов. Однако если каршеринг откроют и для местных жителей, особенно молодых водителей в возрасте 18–20 лет, это может привести к росту числа дорожно-транспортных происшествий. В других странах, например в Казахстане и России, подобные сервисы доступны только при наличии водительского стажа. Хотя и при таком раскладе беспредела с прокатными машинами хватает.

Для примера: в Казахстане фиксированный тариф на каршеринг составляет около 185 тысяч сумов за 5 часов аренды и 55 км пробега. При поминутной оплате цена составляет 1600 сумов за минуту в движении и 1100 сумов при простое. За топливо и обслуживание клиент не платит — все расходы уже входят в стоимость.
В Узбекистане стоимость, скорее всего, будет выше, учитывая цены на топливо и автомобили. Однако если тарифы окажутся доступными, это может повлиять на рынок услуг и продаж авто. Ведь зачем покупать машину, если можно арендовать её на день, решить все задачи и снова пересесть на общественный транспорт? При массовом и недорогом внедрении такой подход способен снизить спрос на покупку личных автомобилей.
Каршеринг начал развиваться в России с 2012 года, в Казахстане — с 2016-го. Узбекистан пока только готовится к первому запуску, и от того, насколько грамотно будет реализован сервис, зависит, станет ли он популярным решением.



