Что будет, если заливать плохой бензин в Lixiang L9
Застучат «пальцы»? Пойдёт дым из выхлопной трубы? Нет, всё гораздо серьёзнее.
Этим летом блогер Андрей Ефимов отправился в путешествие на гибриде Lixiang L9. Маршрут его экспедиции проходил через соседний Афганистан, который не может похвастаться качественным бензином, а уж особенно в провинции. После нескольких заправок двигатель под капотом L9 перестал запускаться.
Автомобиль доставили на ремонт в Ташкент, в компанию Megawatt, и вот что удалось выяснить.
При вскрытии двигателя стало ясно, что мотор вышел из строя из-за детонации. На видео показано, как оказались повреждены два поршня. В третьем цилиндре поршень не только прогорел, но и треснул, потеряв целый кусок.
Как плохой бензин может разрушить двигатель? Он же хуже горит!
Бытует мнение, что низкооктановый бензин, АИ-80 к примеру, негативно влияет только на мощность и динамику разгона. Когда водитель нажимает на газ посильнее, машина словно захлёбывается, не тянет, появляется неприятный стук «пальцев». Приходится сбавить обороты. И, конечно же, есть понимание, что из-за плохой горючки надо чаще обслуживать топливную систему: чистить заслонку, менять фильтры. Но на самом деле всё намного серьёзнее! Особенно в современных турбомоторах, и тем более в гибридных машинах, где движок работает по циклу Аткинсона.
Когда топливо с низким октановым числом попадает в двигатель с высокой степенью сжатия, как в случае с мотором в L9, возникает самопроизвольная детонация, то есть взрыв. В нормальных условиях топливо воспламеняется от искры свечи зажигания, но при низкооктановом топливе это происходит слишком рано из-за высокого давления в цилиндре. Нагрузку от неконтролируемого взрыва принимают на себя в первую очередь движущиеся детали мотора и свеча, а повышенная температура нагревает блок цилиндров с её головкой.
Ещё момент: в гибридах Lixiang привод идёт от электромоторов, которые питаются от батареи. Бензиновый мотор используется как генератор тока. И регулирует нагрузку движка бортовая электроника, а не водитель. В какой момент компьютер подключает ДВС и на каких оборотах, совсем не зависит от того, как водитель нажимает на педаль газа.
Это не единственная поломка, обнаруженная в моторе L9 того самого путешественника. Усугубила ситуацию турбина двигателя, которая перегрелась и начала гнать масло во впускной коллектор. Масло, попадая в камеру сгорания, также ухудшило работу двигателя и привело к выводу из строя агрегата. А перегрев турбины случился из-за загрязнившихся радиаторов охлаждения.
Почему важно выбирать качественное топливо?
Многие автовладельцы ошибочно считают, что можно существенно сэкономить, используя низкооктановое топливо, как на машинах прежних поколений: от «жигулей» до «нексий» да Lacetti. Но это не так. Для двигателей с высокой степенью сжатия, как в случае с мотором в Li L9 или аналогичным по конструктиву и управлению в тех же гибридах BYD, важно использовать высокооктановое топливо — заводом рекомендован бензин не ниже АИ-95. Оно предотвращает преждевременные взрывы топлива — детонацию и защищает двигатель от разрушения. Эту же рекомендацию важно соблюдать и владельцам всех современных автомобилей Chevrolet с турбированными моторами.
Ремонт мотора в Li L9 оказался слишком дорогим и затратным по времени. Владелец решил его заменить. Вдобавок нет никакой гарантии, что после восстановления он будет работать согласно заводским характеристикам. В итоге гибридная система может «не принять» его, и пытаться настроить что-то вручную вряд ли получится — всем ведь заведует сложный компьютер.
Кстати, недавно в Узбекистане на Lixiang L7 установили пропан. Разумеется, данный вид топлива также не подходит для мотора в гибриде китайских Li, и исход может быть похожим на случай с путешественником по Афганистану.