АВТОВАЗ планирует вернуться в Узбекистан с новой моделью Iskra

Что из себя представляет новая модель и почему российский производитель покинул рынок Узбекистана?
Выпуск автомобилей «Лада» в Узбекистане начался в октябре 2021 года. Тогда на заводе ADM Jizzakh совместно с компанией Roodell наладили крупноузловую сборку (SKD) трёх моделей: Vesta, Largus и XRay. К лету 2022 года планировался запуск полного цикла, начали строить цеха, шли разговоры о запуске конвейера для новых моделей.
Однако уже в марте 2022 года главная линия АВТОВАЗа в Тольятти встала из-за остановки поставок комплектующих на фоне введённых санкций. Это сказалось и на сборке моделей в Узбекистане. В июле 2024 года Lada выпустила шесть автомобилей в Джизаке из имеющихся деталей, но в августе процесс снова был заморожен на неизвестный срок.
Что представляет из себя новая Lada Iskra?
Производство автомобиля уже стартовало 19 апреля — в день 55-летия начала выпуска первой «копейки». Машины собирают на заводе в Тольятти, и важно отметить, что в этом процессе участвуют около 500 граждан Узбекистана.

Из-за дефицита кадров в России ещё в 2023 году АВТОВАЗ пригласил специалистов из Узбекистана. Набор проводился в Ташкенте и других крупных городах. Сегодня узбекистанцы работают в разных цехах предприятия, участвуя в сборке кузовов и установке агрегатов.
Iskra позиционируется как промежуточное звено между «Грантой» и «Вестой» — как по габаритам, так и по цене. Продажи в России стартуют 20 июля. Покупателям предложат три версии кузова: седан, универсал и кросс-универсал. Цветовая палитра будет разнообразной: от базовых цветов до ярких вроде красного и оранжевого.

Автомобиль будет доступен с двумя бензиновыми моторами и тремя разными трансмиссиями на выбор:
- 8-клапанный 1.6 л (90 л. с.) с 5-ступенчатой механической коробкой передач;
- 16-клапанный 1.6 л (106 л. с.) с 6-ступкой или вариатором.
Минимальная цена в России — 1.2 млн рублей, или около 15 000 долларов США. Если модель поступит в продажу в Узбекистане, стоимость, очевидно, будет выше, учитывая доставку, растаможку, сборы и налоги.

Несмотря на санкции и потерю части компонентов от Renault, инженеры адаптировали модель. Сейчас 90 % деталей делают в России, остальное — поставки из дружественных и нейтральных стран, к примеру из Китая. В базе две подушки безопасности, ABS, ESP и помощник при старте на подъёме.

Почему у Lada могут возникнуть проблемы в Узбекистане?
Ещё три года назад на местном рынке у Lada был лишь один сильный конкурент — марка Chevrolet от национального производителя UzAuto. За три с лишним года ситуация изменилась за счёт выхода на рынок китайских брендов, а BYD вдобавок успела запустить в республике и свой автозавод. Компании из КНР предлагают электромобили и гибриды с современными опциями по адекватной цене. И это уже не экзотика, а массовый продукт.
Пока Lada собирается завоёвывать рынок с бензиновыми моторами и вариатором, узбекистанцы всё чаще выбирают электротягу. А значит, даже если производство новой «Искры» стартует в Узбекистане, пробиться сквозь китайскую конкуренцию будет непросто.



